Не так давно к нам обратились основатель проекта и автор методики «Слепые гонки» Борис Юрьевич Вишняков и штурман-испытатель Николай Никифоров с предложением — внедрить в российский автосимулятор GoRace уникальную функцию тренировок для незрячих пилотов. На первый взгляд, замысел казался фантастическим: как представить скоростные дисциплины тем, кто лишён возможности видеть трассу? Однако детальный анализ показал — идея не только жизнеспособна, но и идеально ложится на технологический фундамент GoRace.

Мировая практика
Отметим, что подобный функционал не впервые реализуется на ПК. Аудиоигры ABG (Audio-Based Games) - это нишевое направление в геймдеве, где основной акцент ставится не на погоню за реалистичной графикой, её там может вообще не быть, а на получения опыта взаимодействия и управления игровым процессом через аудио восприятие информации. Самая популярная игра на автотематику - Top Speed 3, которая сейчас и применяется для тренировок.
Как происходят тренировки и заезды спортсменов?
Организация заездов для спортсменов требует тщательно продуманной инфраструктуры, где каждая деталь становится ключом к успеху и, главное, безопасности:
1 - Во-первых картодром, По словам Бориса и Николая на начальном этапе развития проекта проводились эксперименты и с другой техникой (квадроциклы), но более всего по условиям безопасности прижился именно картинг. Сейчас команда базируется на территории KRC-Люблино.
2 - Специально модифицированные карты. Штурманский оснащается зеркалами заднего вида, что позволяет инструктору в реальном времени анализировать манёвры ведомого пилота и корректировать его действия.
3 - На штурманском карте размещается Bluetooth-колонка, излучающая направленный сигнал. Гонщик, следуя за этим звуковым маяком, учится чувствовать траекторию движения даже на высоких скоростях, также штурман голосом передаёт на неё детальные подсказки — от радиуса поворота до изменения скорости, создавая «акустическую карту» трассы, по аналогии с раллийной легендой.
1 - Во-первых картодром, По словам Бориса и Николая на начальном этапе развития проекта проводились эксперименты и с другой техникой (квадроциклы), но более всего по условиям безопасности прижился именно картинг. Сейчас команда базируется на территории KRC-Люблино.
2 - Специально модифицированные карты. Штурманский оснащается зеркалами заднего вида, что позволяет инструктору в реальном времени анализировать манёвры ведомого пилота и корректировать его действия.
3 - На штурманском карте размещается Bluetooth-колонка, излучающая направленный сигнал. Гонщик, следуя за этим звуковым маяком, учится чувствовать траекторию движения даже на высоких скоростях, также штурман голосом передаёт на неё детальные подсказки — от радиуса поворота до изменения скорости, создавая «акустическую карту» трассы, по аналогии с раллийной легендой.

Управление картом для пилота превращается в виртуозную работу с концентрированной звуковой палитрой, где малейшая ошибка грозит срывом манёвра. Главная сложность — вести «диалог» с акустическим пространством, которое далеко не стерильно: рёв бензиновых моторов создаёт плотный шумовой фон, а звуковые волны, отражаясь от ограждений трассы, формируют «эхо-ловушки». Пилот постоянно должен фильтровать помехи в акустическом хаосе. Главное оружие гонщика — гиперразвитое аудиовосприятие, превращающее ограничение в суперсилу.
Что необходимо для реализации функционала в виртуальный среде GoRace?
1 - ПК, способный обрабатывать не только графику GoRace, которая важна для ориентации в виртуальном пространстве штурмана, но и акустические алгоритмы в режиме реального времени.
2 - Виджет с зеркалом заднего вида с возможностью изменения параметров, чтобы штурман мог постоянно контролировать быстро меняющуюся ситуацию не только впереди трассы, но и следить за ведомым пилотом.
2 - Виджет с зеркалом заднего вида с возможностью изменения параметров, чтобы штурман мог постоянно контролировать быстро меняющуюся ситуацию не только впереди трассы, но и следить за ведомым пилотом.
3 - Тактильный интерфейс — руль с силовой обратной связью (force feedback), педальный блок и кокпит, нашем случае картинговое решение GameSTUL! MiniSTUL, чтобы гонщик «чувствовал» виртуальную трассу телом, а не только органами слуха находясь в анатомически привычной посадке.

4 - Проприетарный аудиодвижок, способный динамически менять положение источника звука в трёхмерном пространстве симулируя тем самым BT колонку с штурманского карта в виртуальный среде автосимулятора.
5 - Режим мультиплеера для синхронизации действий с штурманом и бот, для одиночных занятий, генерирующий подсказки на основании положения на заранее прописанной идеальной трактории с вариативным отклонением, чтобы внести разнообразие в тренировочный процесс.
6 - И, как оказалось, самое важное - это качественные закрытые наушники с удлинённым акустическим кабелем. Они становятся «окном» в виртуальный мир, где точность локализации звука критична: малейшая задержка или искажение — и пилот теряет контроль.
5 - Режим мультиплеера для синхронизации действий с штурманом и бот, для одиночных занятий, генерирующий подсказки на основании положения на заранее прописанной идеальной трактории с вариативным отклонением, чтобы внести разнообразие в тренировочный процесс.
6 - И, как оказалось, самое важное - это качественные закрытые наушники с удлинённым акустическим кабелем. Они становятся «окном» в виртуальный мир, где точность локализации звука критична: малейшая задержка или искажение — и пилот теряет контроль.
Первые тесты
При первых тестах стояла задача проверить теоретические предположения о возможности парных тренировок пилот+виртуальный штурман. А также проверить различное оборудование на предмет пригодности для дальнейшего использования.
Забегая немного вперёд скажем, что лучшего результата удалось достичь только подключением привычных наушников напрямую в аудио выход ПК. При таких условиях Борису Юрьевичу удалось проехать полный круг за виртуальным штурманом без дополнительных подсказок.
Специально для тестовой сборки автосимулятора в бот-штурмана были добавлены несколько функций:
Забегая немного вперёд скажем, что лучшего результата удалось достичь только подключением привычных наушников напрямую в аудио выход ПК. При таких условиях Борису Юрьевичу удалось проехать полный круг за виртуальным штурманом без дополнительных подсказок.
Специально для тестовой сборки автосимулятора в бот-штурмана были добавлены несколько функций:
- фиксируемая максимальная дистанция от карта пилота;
- ожидание и старт с небольшим прогнозом действий пилота;
- адаптивное поведение под манеру езды пилота;
- вариативные траектории от идеальной, чтобы у пилота не было возможности запомнить порядок действий и разнообразить процесс тренировок.
Что дальше?
1 - Тесты в паре с инструктором-испытателем по LAN. Отработка полноценного физического процесса тренировок.
2 - Виртуальзация домашнего картодрома проекта "Слепые гонки" KRC-Люблино
3 - Компиляция всех наработок в рабочую сборку и тесты на участниках проекта для выявления доработок.
2 - Виртуальзация домашнего картодрома проекта "Слепые гонки" KRC-Люблино
3 - Компиляция всех наработок в рабочую сборку и тесты на участниках проекта для выявления доработок.
Больше информации и поддержать проект "Слепые гонки" вы можете в официальной группе в социальной сети Вконтаке https://vk.com/blindrace